Детский алкоголизм как социально педагогическая проблема?
Детский алкоголизм— форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.
Семинар 27.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
1. Покажите взаимосвязь физиологических, психологических и социальных процессов, происходящих с подростками под действием алкоголя.
2. Как связана культура алкогольных семейных традиций с вовлечением детей в употребление спиртных напитков?
3. Охарактеризуйте уровни развития алкогольной зависимости у детей и обоснуйте возможные формы помощи социального педагога на каждом уровне.
4. Определите основные направления государственной социальной политики по отношению к детям, зависимым от алкоголя.
5. Какие общественные организации занимаются проблемой детского алкоголизма? Раскройте содержание их деятельности.
.Семинар-диспут 28. Алкоголизм как социальная патология детства
1. Была ли в истории России проблема детского алкоголизма?
2. Согласны ли вы с утверждением, что распитие спиртных напитков в старшем школьном возрасте — сугубо личная проблема старшеклассника, не требующая вмешательства со стороны родителей и социальных педагогов?
3. В чем причины детского алкоголизма? Кто в этом виноват?
4. Почему государство не уделяет должного внимания решению проблемы алкоголизации населения, в том числе и детей?
5. Можно ли помочь детям, имеющим стойкую алкогольную зависимость?
Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М. 1988.
Братусъ Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984.
ЗлотниковА. Г. Алкоголизм — социальная патология. — Минск, 1988.
КолесовД. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.
М.А.Галагузова, Социальная педагогика. Курс лекций Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М. А. Галагузовой Рекомендовано Министерством образования
Название | Курс лекций Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М. А. Галагузовой Рекомендовано Министерством образования |
Анкор | М.А.Галагузова, Социальная педагогика.rtf |
Дата | 06.03.2017 |
Размер | 20.62 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | М.А.Галагузова, Социальная педагогика.rtf |
Тип | Курс лекций #3442 |
страница | 33 из 35 |
Подборка по базе: 1568298015_МУС 1,2 курс Иностранный язык.docx, На приеме у врача общей практики.docx, Экзаменационные вопросы по курсу «Детали машин и основы конструи, ответы к зачету 3 курс ККЛС.docx, Структура и содержание курсовой работы.docx, МЕТ РЕК К ПРАКТИЧ. 1 КУРС.docx, методические рекомендации по дисциплине английский язык(2 курс)., конспект лекций ф (1).docx, готовая контрольная по фин мат 4 курс.doc, Курс лекций.rtf
Детский алкоголизм — форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности. Семинар 27. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
395
Семинар-диспут 28. Алкоголизм как социальная патология детства
Литература Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М. 1988. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984. Злотников А. Г. Алкоголизм — социальная патология. — Минск, 1988. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987. Темы рефератов
396 Тема: Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Детская наркомания — форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации детей. Семинар 29. Наркомания как социально-педагогическая проблема
Семинар-диспут 30. Наркоман — преступник или жертва?
Литература Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1998. Война с наркоманией: Пока без победителей. — М., 1992. ГабианиА. А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. — М., Гурски С. Внимание, родители: наркомания! 2-е изд. — М., 1989. Колесов В. Д. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании. — М., 1988. Смирнов В. Е. Наркомания: Знак беды. — М., 1988. Темы рефератов
397
Тема: Проституция как форма проявления девиантного поведения детей Детская проституция — форма девиантного поведения детей, выражающаяся в беспорядочных половых отношениях, осуществляемых за плату. Семинар-диспут 31. Детская проституция — взгляд социального педагога
Семинар 32. Профилактика детской проституции
Литература Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. — М. В. Фирсов. — М., 1995. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1981. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. — М., 1993. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н. К. Арсановой. — М., 1997. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. — М., 1997. Темы рефератов
Тема: Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей Преступность детская — негативное социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех фактически совершаемых несовершеннолетними противоправных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Правонарушение — любое деяние, нарушающее какие-либо права. Правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Преступление — форма делинквентного поведения, представляющая собой предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на личность, а также на иные охраняемые уголовным законом объекты и причиняющие им существенный вред. Семинар-диспут 33. Преступность среди несовершеннолетних — как быть?
Семинар 34. Система учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. 399
Литература Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. — М., 1975. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. — М., 1986. Вакутин Ю. А., Водолазский Б. Ф. Преступные группировки, их законы, традиции, обычаи. — Омск, 1979. Карпец И. И. Преступное общество. — М., 1983. Темы рефератов
Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения Социально-педагогическая профилактика — организационно-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в поведении детей. Социально-педагогическая реабилитация — систем мер, направленная на восстановление разрушенных или утра- ченных ребенком общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведением ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правонарушитель и др.). Семинар 35. Основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения
Семинар-диспут 36. Специфика профилактической работы: возможности и ограничения
Литература Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. — М., 1988. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод, пособие. — М., 1982. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. — М., 1958. Темы рефератов:
Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя Семинар 37. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, вовлеченными в употребление спиртных напитков
Семинар-диспут 38. Формирование трезвенических установок у детей — роль семьи и социального педагога
Литература Алмазов Б. Н. Психическая и средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1988. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киев, 1986. КолесовД. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991. Темы рефератов
Тема: Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями Специальные учебно-воспитательные учреждения — общеобразовательные школы и профессиональные училища, обеспечивающие психологическую, педагогическую, медицинскую л социальную реабилитацию детей с общественно опасным поведением. Воспитательные колонии — пенитенциарные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в этом учреждении до достижения ими возраста 21 года. Семинар 39. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Семинар 40. Социально-педагогическая деятельность по реабилитации несовершеннолетних осужденных
Литература Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод, пособие. — М., 1982. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М., 1990. Организация исправления и перевоспитания осужденных / Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. — М., 1982. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980. Темы рефератов
Тема: Социально-педагогическая деятельность в конфессиях Тема 13. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростковПонятие и виды пьянства и алкоголизма. Причины пьянства и алкоголизма. Пьянство как социальное явление: основные мотивы. Алкоголизм как медицинская категория: виды, последствия. Особенности возникновения и развития пьянства у подростков. Детский и подростковый алкоголизм. Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости. Социальные, психологические, биологические факторы пьянства и алкоголизма. Социальные последствия пьянства и алкоголизма. Организация деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика алкоголизации в подростковой среде. Формы и методы социально-педагогической работы. Алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности. В связи с этим алкоголизм является не только медицинской, но и социальной проблемой. Его социальные последствия, в отличие от медицинских, могут формироваться уже на стадии бытового пьянства. Существуют различные классификации алкоголизма и пьянства, разработанные с учетом клинических, психологических, юридических и других критериев. Наиболее простой является следующая: 1-я группа – не употребляющие алкогольные напитки; 2-я группа – употребляющие умеренно (беспроблемное пьянство); 3-я группа – злоупотребляющие спиртным (появление проблем, связанных с пьянством, в семье или на работе), но без признаков алкогольной болезни; 4-я группа – больные алкоголизмом. Алкоголизм возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя. Алкоголизм характеризуется четырьмя синдромами, последовательное развитие которых определяет стадии болезни. — Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение защитных реакций при передозировке алкоголя, способность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения. — Синдром психической зависимости: влечение к опьянению — так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом состоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения. — Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря контроля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состоянии опьянения. — Синдром последствий хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности. Хронический алкоголизм – заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, формированием абстинентного синдрома и развитием признаков алкогольной деградации. В течении алкоголизма выделяют 3 стадии: I стадия (длительность от 1 года до 4-5 лет)характеризуется повышением толерантности (переносимости) к алкоголю, исчезновением рвотного рефлекса, возникновением психической зависимости с тягой к состоянию опьянения, снижением количественного контроля (передозировка принятого напитка), нарушением приобретенных ранее коммуникативных связей. II стадия(длительность 5 — 15 лет) сопровождается развитием абстинентного (похмельного) синдрома и необходимостью повторного приема алкоголя для временного облегчения своего состояния. Продолжительность похмельного состояния постепенно нарастает, что приводит к возникновению различных форм пьянства. Наиболее частая – псевдозапойное пьянство (ложные запои), которое характеризуется возникновением запоев, зависящих от социально-психологических факторов (конец рабочей недели, зарплата, «встреча друзей» и т.д.) и оканчивающихся только в результате внешних обстоятельств (отсутствие денег, необходимость выхода на работу, активное противодействие окружающих и т.д.). Появляются признаки алкогольной деградации: лживость, преуменьшение размеров своего пьянства, огрубение, появление «алкогольного юмора», снижением интереса ко всему, кроме выпивки, повышенная раздражительность и, как следствие этих черт, – профессиональная и социальная деградация, потеря семьи, работы. Основными признаками II стадии являются: непреодолимое влечение к алкоголю, максимальное нарастание толерантности, утрата не только количественного, но и ситуационного контроля, появление соматоневрологических нарушений и алкогольных психозов. III стадия (длительность 5 — 10 лет) характеризуется снижением толерантности к алкоголю, значительным ухудшением соматического состояния вследствие алкогольного поражения внутренних органов и выраженными неврологическими расстройствами, которые доходят до появления в состоянии абстинеции эпилептоподобных припадков и различных алкогольных психозов. Усиливаются черты социальной деградации, интеллектуально-мнестические нарушения, развивается апатическое состояние, которое обычно принято обозначать как алкогольное слабоумие. Зависимость от алкоголя приобретает не столько психический, сколько биохимический характер. Алкоголизм сопровождается постепенным изменением личности. Эмоциональные реакции больных характеризуются то благодушием и беспечностью, то легко возникающими раздражением, гневливостью, неприязненным и агрессивным отношением к окружающим, прежде всего к членам семьи. Лицам, страдающим алкоголизмом, свойственна бестактность, склонность к грубому юмору, хвастовство и лживость, пренебрежительное отношение к своим обязанностям. Изменение личности является частой причиной совершения различных преступлений. Алкоголизм, формирующийся в детском и подростковом возрасте (до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. У детей и подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: — быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма); — злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения); — принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно); — быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно); — низкая эффективность лечения. Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием. Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков. Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах: 1) на первом, начальном этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.; 2) второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат; 3) на третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма; 4) четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя; 5) на пятом этапе развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций. Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Основные технологии и методы профилактики алкоголизма: 1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя. 2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи. 3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости. 4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни. 5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни. 6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя. 7. Разработка альтернативных программ досуга людей. Основные направления социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя: 1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьников, склонных к употреблению спиртных напитков, посредством их личностного развития. 2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя. 3. Деятельность по социальной реабилитации школьников, имеющих алкогольную психическую или физическую зависимость. 4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами. 5. Посредническая деятельность между школьниками и окружающим их социумом по преодолению явлений дезадаптации. Социально-педагогическая деятельность при профилактике алкоголизма предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций: — диагностическая — нацелена на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности; — прогностическая — заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации; — образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы; — правозащитная, обеспечивающая правовую основу социально-педагогической деятельности, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника; — организаторская — обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму; — коммуникативная — заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации; — предупредительно–профилактическая — обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации. В статье использованы материалы:http://topuch.ru/kurs-lekcij-pod-obshej-redakciej-doktora-pedagogicheskih-nauk/index33.html Информация, размещенная на сайте имеет рекомендательный характер. Перепечатка статей с сайта допустима только при указании прямой ссылки Для любых предложений по сайту: [email protected] |