Нарколог поддержал проверку водителей на хронический алкоголизм
Российских водителей следует обязать сдавать тест на хронический алкоголизм. Об этом в интервью Москве 24 заявил врач-нарколог Алексей Казанцев. Он уверен, что новая мера позволит вывести из тени граждан, злоупотребляющих алкоголем.
«Никто за тебя в наркодиспансер не придет и не сдаст кровь. А забор проводят прямо там. Даже если перед сдачей не пить месяц, но ты пил хронически, маркер все равно может показать наличие алкоголя в крови», – пояснил эксперт.
В свою очередь, автомобильный эксперт Вячеслав Субботин заявил, что не считает нововведение «целесообразным». По его словам, из-за новой процедуры медицинская справка станет дороже.
«Для абсолютного большинства автомобилистов это ни к чему, потому что они не пьют. Во всяком случае, не делают этого за рулем», – подчеркнул он.
Ранее сообщалось, что желающие получить водительские права или вернуть их после лишения будут обязаны сдавать тест на определение маркера, указывающего на хронический алкоголизм.
Речь идет об определении в крови карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT). Соответствующий приказ Минздрава находится на регистрации в Минюсте.
При обнаружении CDT человек будет направлен в наркологический диспансер. Там его обследует психиатр-нарколог, а также проведут «лабораторные исследования».
В частности, проверят наличие несовместимых с вождением автотранспорта заболеваний. В сложных ситуациях решение будет принимать «врачебная комиссия».
Кроме того, претенденту предложат сдать анализ мочи на предмет употребления «психоактивных веществ», к которым отнесены опиаты, каннабиноиды, амфетамин, кокаин и другие.
В Минздраве пояснили, что приказ подготовлен «в целях совершенствования медицинского обеспечения безопасности движения в части диагностики употребления психоактивных веществ».
В Мосгордуме ранее предложили оборудовать алкозамками все автомобили каршеринга. Они будут блокировать запуск двигателя, и пьяный человек никуда не сможет уехать.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: [email protected].
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям
ПроВладимир пообщался с двумя автоэкспертами
Минздрав России ужесточил правила получения водительских прав для новичков и для тех, кто повторно обратился за документами после лишения. Станет обязательным тест на определение хронического алкоголизма — специалисты будут искать карбогидрат-дефицитный трансферрин (CDT) в крови. Если его уровень превысит 1,2%, придется идти в наркологический диспансер к психиатру-наркологу. После инструментальных и лабораторных исследований, будет понятно — есть ли заболевание и совместимо ли оно с вождением автомобиля.
Кроме того, стоит забыть об обычном экспресс-тесте мочи — анализ займет больше времени, поскольку медиков будет интересовать принимал ли будущий водитель психоактивные вещества. По итогу получить можно не только направление к наркологу, но и 15 суток ареста в придачу за употребление наркотиков.
Иллюстративное фото
Как пояснили в Минздраве, приказ подготовлен «в целях совершенствования медицинского обеспечения безопасности движения в части диагностики употребления психоактивных веществ». В конце концов, далеко не все наркоманы стоят на учете в диспансерах, а хронические алкоголики спокойно возвращают права по истечению срока наказания.
Фото — пресс-служба МЧС
В местной ГИБДД ПроВладимиру озвучили данные о количестве ДТП, случившихся по вине пьяных водителей, за первые девять месяцев 2019 года:
Место | ДТП | Кол-во смертей | Кол-во пострадавших |
Владимир | 39 | 7 | 50 |
Владимирская область | 230 | 48 | 306 |
Однако предложенные меры, как это часто бывает, вызвали шквал критики. Эксперты предупреждают о росте черного рынка справок, количества и размера взяток, и прочих негативных последствиях.
ПроВладимир связался с двумя автоэкспертами и узнал их мнение на этот счет.
Александр Холодов — член координационного совета межрегиональной организации автомобилистов «Свобода выбора»
«В случае, если человек хочет вернуть права после лишения, я считаю, что это правильное решение. У нас ГИБДД уже давно вернуло, условно говоря, „пьяную комиссию“, которая как раз для таких людей. Но на сегодняшний момент получается, что это — профанация, достаточно протрезветь, чтобы пройти эту комиссию, если человек не стоит на учете.
Мне кажется, что это очень хорошая идея. Когда человека ловят, скажем, с тяжелыми веществами, а потом через полтора года считают, что он бросил употреблять, не проверяя его — это наивность. Это — требования здравого смысла, чтобы хроническим алкоголикам и наркоманам не давали права, понимая, что это не временное помутнение было.
Конечно, нововведения могут рынок „серых“ справок как-то разогреть, но хочется надеяться, что пользы будет больше. Некоторые люди могут попытаться получить справку незаконным путем, но за этим и должны следить правоохранительные органы.
Но для тех, кто получает права в первый раз, мера чрезмерная, на мой взгляд. Это повод для дискуссий. Потому что это чрезвычайно сложно нормально организовать. И это значительно усложнит и затянет процедуру получения справки, а ее и сейчас бывает по полдня ждут. А тут придется ждать результата несколько дней, если делать нормальный анализ, а не экспресс-тест».
Александр Холодов. Фото — страница в VK
Сергей Асланян — автоэксперт, журналист:
«Абсолютно все реформы сводятся к одному — они всегда против водителей и всегда на пользу кому-то, кто работает либо на поставках, либо на продажах, либо на коррупции. Поэтому, когда возникает тема о дальнейшем ужесточении, всегда хочется посмотреть — кто выгодоприобретатель. И поприще всегда выбирается очень важное — борьба с пороком общества, чтобы никто не задавался вопросом, зачем это нужно. Плохо же, когда люди пьют? — Плохо. Бороться надо? — Надо. Вот и получается „возьмем их в ежовые рукавицы“.
У нас есть очень показательный пример: на протяжении десятилетия Госдума как раз этим и занималась — боролась с пьянством за рулем. Идет эскалация наказания — за первичное нахождение за рулем в пьяном виде вы получаете четыре наказания сразу. По уголовному кодексу, одно преступление — одно наказание, по административному, одно преступление — четыре наказания. Вы получаете лишения права управление, штраф, еще один штраф за штрафстоянку и переэкзаменовку. Увеличивается и размер наказания — за повторную пьянку грозит тюрьма и штраф уже 30 тысяч. И после этих 10 лет, в течение которых Госдума ужесточала-ужесточала-ужесточала — она подвела итог, он является частью стратегии безопасности до 2024 года. Там написано, что за это время количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 78%. Получается боролись, а по итогу рост — не какой-то минимальный, а запредельно высокий. Никакие ужесточения не ведут к декларированным целям.
Таким образом создается кормовая база для полиции. Люди начинают спиваться из-за невыносимой жизни в нашей стране — это часть проблемы и она, конечно же, при помощи ГАИ никак не лечится. У сотрудников широкий спектр придирок для того, чтобы выдоить деньги водителей. Мы видим умысел власти — исполнительной и законодательной — с тем, чтобы сделать ситуацию под видом борьбы кормовой базой. Любой серьезный контроль создается для того, чтобы по более широкому спектру ограбить водителя.
И нынешняя мера о том, что будут строже смотреть, приведет к тому, что торговля справками подорожает и станет выгоднее для тех, кто их реализует. Будет чуть больше взяток в ГАИ, чуть больше взяток в автошколе, но никакого отношения к борьбе с пьянством это не имеет. Практически у нас на глазах вышли и сказали „нам мало — мы хотим еще!“, злоупотребляя доверием, вымогать больше денег».
Сергей Асланян. Фото — wikipedia.org
Добавим, на днях премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости доработать законопроект о создании единой информационной базы, которая позволит ведомствам обмениваться медицинскими заключениями, в том числе и о водителях. Чтобы знать о противопоказания к управлению транспортными средствами.
Новый СДТ тест на хронический алкоголизм для водителей
В соответствии с изменениями, внесенными в 2019 году в Приказ Министерства здравоохранения № 344н от 15 июня 2015 года с июня следующего года все лица, желающие получить (вернуть) права на управление транспортным средством, обязуются сдавать биологические жидкости (кровь и мочу) для проведения анализа на выявление наличия в них продуктов распада наркотических средств и дефицитных изоформ белка трансферрина, основным предназначением которого является транспортировка во все органы человека ионов железа. Представленные изменения стали предметом многочисленных дискуссий. В чем состоят особенности прохождения теста на хронический алкоголизм для водителей и чем обусловлена критика нового Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей ТС? Кроме того, многих водителей интересует, как можно обмануть алкотестер.
Особенности теста на наличие хронического заболевания алкоголизмом
С середины 2020 года начнут действовать новые правила прохождения медицинского освидетельствования, по результатам которого определяется профпригодность граждан для управления автотранспортными средствами. Новшества будут касаться россиян, которые (пункт 4 Порядка):
- впервые желают получить водительское удостоверение (далее ВУ);
- обменивают ВУ в связи с истечением его срока действия;
- хотят вернуть документ после лишения, произведенного в судебном порядке.
Отличия новой и старой процедур:
До июня 2020 | После июня 2020 |
---|---|
1 этап. Посещение врача нарколога, по итогам осмотра выдается сертификат об отсутствии заболеваний, наличие которых не позволяет управлять ТС.
2 этап. Если в результате первичного осмотра врачом-наркологом выявлены какие-либо отклонения, наличие которых может свидетельствовать о заболевании обследуемого гражданина хроническим алкоголизмом (наркоманией), кандидат направляется на прохождение дополнительных лабораторных исследований. По результатам проведенных анализов принимается окончательное решение о выдаче сертификата об отсутствии противопоказаний для вождения автотранспортом или об отказе в выдаче указанного документа. |
1 этап. Сдача крови для проведения CDT-теста (карбогидрат-дефицитного трансферрина).
2 этап. Посещение врача-нарколога, который дает оценку полученному результату анализа. В случае если показатели трансферрина превышают 1,2 %, кандидату выдается направление в наркодиспансер для дальнейшего обследования. 3 этап. Осмотр психиатра-нарколога, произведящийся в специализированном медицинском учреждении, аккредитованном на выдачу заключений о наличии (отсутствии) заболеваний наркоманией или хроническим алкоголизмом. 4 этап. Проведение дополнительных лабораторных и инструментальных обследований, позволяющих установить наличие отклонений здоровья, являющихся противопоказанием для управления ТС. 5 этап (в спорных ситуациях). Проведение заседания специальной медицинской комиссии, которая рассматривает результаты всех проведенных ранее анализов, осмотров, обследований и принимает окончательное решение о пригодности или непригодности гражданина к управлению автотранспортными средствами. |
Важно! При наличии незначительно завышенных показаний CDT врач-нарколог, проводящий первичный осмотр, вправе принять решение о проведении повторного обследования по истечении 30 дней с момента сдачи анализа.
В чем основная сложность тестирования
Критики выделяют несколько аспектов, указывающих на сложность порядка нового медицинского освидетельствования кандидатов на получение (возврат) водительского удостоверения:
- Уровень карбогидрат-дефицитного трансферрина здорового человека, по статистическим данным ВОЗ, в среднем равен 1,6–1,7 %, т. е. порог, установленный Министерством здравоохранения для водителей и кандидатов (1,2 %), значительно занижен.
- На показатель CDT могут влиять заболевания печени, врожденные особенности организма, прием отдельных медицинских препаратов (например, дающих противосудорожный эффект), однако указанные нюансы не учтены в новом Порядке медосвидетельствования.
- Дополнительные финансовые траты, которые возлагаются на граждан, желающих вернуть (получить) водительские права. Минимальная стоимость анализа составляет 2 000 рублей, и указанная цена едва позволяет покрыть расходы медицинской организации, необходимые для проведения теста, т. е. в частных клиниках проведение соответствующего обследования будет в 2–3 раза дороже.
- Увеличение продолжительности срока изготовления медицинской справки по форме 003 в/у за счет длительности проведения CDT-теста (может проводиться несколько дней).
Важно! Специалисты-наркологи отмечают, что показатель трансферрина не может применяться в качестве абсолютного показателя хронического алкоголизма, поскольку его соотношение в сыворотке крови может изменяться и быть нулевым при кратковременном воздержании даже у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.
Как происходит CDT-тестирование
Тест на хронический алкоголизм проводят государственные или частные медицинские учреждения, аккредитованные (имеющие лицензию) на выдачу заключений о наличии у гражданина медицинских противопоказаний для управления ТС.
Для проведения анализа на наличие CDT у кандидата проводится забор венозной крови, в сыворотке которой в лабораторных условиях определяется качественное и количественное наличие асиало-, дисиало-, моносиало-белков трансферрина.
Для проведения анализа необходимо несколько дней.
Важно! Асиало- и дисиалотрансферрин в крови здоровых граждан не превышает суммарное значение в 1,3 %. Изоформа моносиало- присутствует только у лиц, длительно употребляющих спиртное в большом количестве.
Как расшифровать результаты
В ходе представленного анализа рассчитывается общее количество трансферрина в сыворотке крови обследуемого лица, а также процентное соотношение его углевододефицитных изоформ.
Показатель CDT | Значение |
---|---|
≤ 1,2 % | Тест отрицательный, т. е. у обследуемого лица нет заболевания хроническим алкоголизмом и он вправе проходить дальнейшую экзаменовку на получение водительских прав. |
≥ 1,2 % | Тест положительный, водитель (кандидат) направляется для дальнейшего обследования на предмет наличия психических расстройств, проявление которых характерно для хронического алкоголизма. |
Важно! Результаты анализа не являются основанием для окончательного принятия решения о непригодности кандидата (водителя) к вождению автотранспортными средствами.
Стоимость новой медицинской справки
До внесения изменений в Порядок проведения освидетельствования кандидатов на получение ВУ стоимость справки по форме 003 в/у составляла 500–1000 рублей в зависимости от региона получения. В связи с нововведениями прогнозируемая цена такого документа колеблется от 5 до 10 тыс. рублей.
Указанное повышение обусловлено внесением в перечень обязательных обследований анализов крови на CDT и мочи на наличие продуктов распада психоактивных веществ. Для первого из представленных видов тестирования законодателем предусмотрена минимальная стоимость в 2 000 рублей, однако клиники вправе устанавливать свою цену. На сегодняшний день такое лабораторное исследование может обойтись кандидату в сумму до 6 тыс. рублей.
За какое время следует прекратить употребление спиртного, чтобы пройти тестирование на CDT
Количество углевододефицитных изоформ трансферрина не является постоянным показателем и может изменяться под воздействием различных факторов, основным среди которых является употребление больших доз спиртных напитков на протяжении нескольких дней.
В случае воздержания человека от употребления алкоголя показатели CDT приходят в норму. Средняя продолжительность снижения уровня углевододефицитного трансферрина в сыворотке крови в следствие отказа от спиртного составляет 14 дней.
Важно! Непостоянство маркеров CDT позволяет «обойти» тест даже лицам, у которых отмечается наличие хронического алкоголизма.
Вопросы и ответы
Нужно ли проходить CDT-тест при первичном получении водительского удостоверения?
Ответ: Да, нужно. Законодатель не внес изменений в пункт 4 Порядка прохождения обязательного медосвидетельствования кандидатов на получение ВУ, которым определяется круг субъектов, подлежащих тестированию. Таким образом, сдавать представленный анализ необходимо как гражданам, впервые претендующим на получение водительских прав, так и лицам, желающим вернуть документ после лишения или заменить на новый в связи с истечением срока действия старого.
Какие дополнительные факторы, помимо употребления алкоголя, могут влиять на изменение уровня трансферрина?
Ответ: Повышение маркеров углевододефицитных форм трансферрина может быть спровоцировано приобретенными или врожденными отклонениями в работе печени, а также приемом некоторых медицинских препаратов. Однако следует отметить, что большинство указанных факторов влияет на повышение асиало- и дисиалобелков, когда моносиало- присутствуют преимущественно у хронических алкоголиков.
Повлияет ли на результат теста однократное употребление спиртного в большом количестве?
Ответ: Нет, не повлияет. Качественные и количественные изменения уровня CDT отмечаются исключительно при употреблении большого количества алкоголя (более 0,6 л вина, 1,5 л пива или 0,2 л водки или коньяка) на протяжении минимум четырех дней.