Детский алкоголизм как социально педагогическая проблема?


Детский алкоголизм как социально педагогическая проблема?

Детский алкоголизм— форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.

Семинар 27.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

1. Покажите взаимосвязь физиологических, психологических и социальных процессов, происходящих с подростками под действием алкоголя.

2. Как связана культура алкогольных семейных традиций с вовлечением детей в употребление спиртных напитков?

3. Охарактеризуйте уровни развития алкогольной зависимости у детей и обоснуйте возможные формы помощи социального педагога на каждом уровне.

4. Определите основные направления государственной социальной политики по отношению к детям, зависимым от алкоголя.

5. Какие общественные организации занимаются проблемой детского алкоголизма? Раскройте содержание их деятельности.

.Семинар-диспут 28. Алкоголизм как социальная патология детства

1. Была ли в истории России проблема детского алкоголизма?

2. Согласны ли вы с утверждением, что распитие спиртных напитков в старшем школьном возрасте — сугубо личная проблема старшеклассника, не требующая вмешательства со стороны родителей и социальных педагогов?

3. В чем причины детского алкоголизма? Кто в этом виноват?

4. Почему государство не уделяет должного внимания решению проблемы алкоголизации населения, в том числе и детей?

5. Можно ли помочь детям, имеющим стойкую алкогольную зависимость?

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М. 1988.

Братусъ Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984.

ЗлотниковА. Г. Алкоголизм — социальная патология. — Минск, 1988.

КолесовД. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.

М.А.Галагузова, Социальная педагогика. Курс лекций Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М. А. Галагузовой Рекомендовано Министерством образования

Название Курс лекций Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М. А. Галагузовой Рекомендовано Министерством образования
Анкор М.А.Галагузова, Социальная педагогика.rtf
Дата 06.03.2017
Размер 20.62 Mb.
Формат файла
Имя файла М.А.Галагузова, Социальная педагогика.rtf
Тип Курс лекций
#3442
страница 33 из 35
Подборка по базе: 1568298015_МУС 1,2 курс Иностранный язык.docx, На приеме у врача общей практики.docx, Экзаменационные вопросы по курсу «Детали машин и основы конструи, ответы к зачету 3 курс ККЛС.docx, Структура и содержание курсовой работы.docx, МЕТ РЕК К ПРАКТИЧ. 1 КУРС.docx, методические рекомендации по дисциплине английский язык(2 курс)., конспект лекций ф (1).docx, готовая контрольная по фин мат 4 курс.doc, Курс лекций.rtf

Детский алкоголизм — форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.

Семинар 27. Детский алкоголизм как социально-педагоги­ческая проблема.

  1. Покажите взаимосвязь физиологических, психологичес­
    ких и социальных процессов, происходящих с подростками под
    действием алкоголя.
  2. Как связана культура алкогольных семейных традиций с
    вовлечением детей в употребление спиртных напитков?
  3. Охарактеризуйте уровни развития алкогольной зависимо­
    сти у детей и обоснуйте возможные формы помощи социально­
    го педагога на каждом уровне.

395

  1. Определите основные направления государственной соци­
    альной политики по отношению к детям, зависимым от алкого­
    ля.
  2. Какие общественные организации занимаются проблемой
    детского алкоголизма? Раскройте содержание их деятельности.

Семинар-диспут 28. Алкоголизм как социальная патология детства

  1. Была ли в истории России проблема детского алкоголизма?
  1. Согласны ли вы с утверждением, что распитие спиртных
    напитков в старшем школьном возрасте — сугубо личная про­
    блема старшеклассника, не требующая вмешательства со сто­
    роны родителей и социальных педагогов?
  1. В чем причины детского алкоголизма? Кто в этом виноват?
  1. Почему государство не уделяет должного внимания реше­
    нию проблемы алкоголизации населения, в том числе и детей?
  2. Можно ли помочь детям, имеющим стойкую алкогольную
    зависимость?

Литература

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М. 1988.

Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М., 1984.

Злотников А. Г. Алкоголизм — социальная патология. — Минск, 1988.

Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.

Темы рефератов

  1. Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
  2. Педагогическая неграмотность родителей и ее влияние на процесс
    вовлечения детей в употребление спиртных напитков.
  3. Семейные алкогольные традиции и их влияние на развитие детско­
    го алкоголизма.
  4. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих
    спиртные напитки.
  5. Роль государственных, частных и общественных инициатив в пре­
    дупреждении алкоголизма детей.

396

Тема: Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей

Детская наркомания — форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологи­ческой зависимости их от наркотиков, постепенно при­водящая организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации детей.

Семинар 29. Наркомания как социально-педагогическая проблема

  1. Проблемы подростковой наркомании.
  1. Специфика употребления наркотических веществ подро­
    стками.
  1. Причины подростковой наркомании.
  2. Меры предупреждения наркомании подростков.

Семинар-диспут 30. Наркоман — преступник или жертва?

  1. Что побуждает подростка впервые принять наркотики?
  2. Каковы причины употребления наркотиков подростками?
  3. Как влияет употребление наркотиков на социальный ста­
    тус подростка? Задумывается ли об этом подросток?
  4. Преступность — обязательный ли спутник наркомана?
  5. Преследуется ли употребление наркотиков законом?

Литература

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1998.

Война с наркоманией: Пока без победителей. — М., 1992. ГабианиА. А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. — М.,

Гурски С. Внимание, родители: наркомания! 2-е изд. — М., 1989. Колесов В. Д. Не допустить беды: О сущности и профилактике нарко­мании и токсикомании. — М., 1988.

Смирнов В. Е. Наркомания: Знак беды. — М., 1988.

Темы рефератов

  1. Наркотики и человек.
  2. Специфика подростковой наркомании.

397

  1. Социальная дезадаптация подростков-наркоманов.
  2. Ребенок-наркоман в социуме.

Тема: Проституция как форма проявления девиантного поведения детей

Детская проституция — форма девиантного поведения де­тей, выражающаяся в беспорядочных половых отноше­ниях, осуществляемых за плату.

Семинар-диспут 31. Детская проституция — взгляд социального педагога

  1. Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменени­
    ем половой морали?
  1. Как вы относитесь к легализации проституции?
  1. Детская проституция — это насилие или способ существо­
    вания?
  2. «Интердевочки» в средствах массовой информации — как
    это влияет на детскую проституцию?

Семинар 32. Профилактика детской проституции

  1. Причины появления детской проституции в России.
  2. Последствия вовлеченности подростков в проституцию.
  1. Методы работы социального педагога по профилактике
    детской проституции.
  2. Взаимосвязь социального педагога с другими специали­
    стами по профилактике детской проституции.

Литература

Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной пато­логии / Сост. — М. В. Фирсов. — М., 1995.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1981.

Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. — М., 1993.

Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н. К. Арсановой. — М., 1997.

Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. — М., 1997.

Темы рефератов

  1. Детская проституция как социальное явление.
  2. Проституция несовершеннолетних как социально-педагогическая
    проблема в России.
  3. Проституция детей: причины и последствия.
  4. Социально-педагогическая профилактика детской проституции.
  5. Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток.

Тема: Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей

Преступность детская — негативное социально-правовое яв­ление, представляющее собой совокупность всех фак­тически совершаемых несовершеннолетними противо­правных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Правонарушение — любое деяние, нарушающее какие-либо права. Правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Преступление — форма делинквентного поведения, пред­ставляющая собой предусмотренное уголовным зако­ном общественно опасное деяние, посягающее на лич­ность, а также на иные охраняемые уголовным законом объекты и причиняющие им существенный вред.

Семинар-диспут 33. Преступность среди несовершен­нолетних — как быть?

  1. Преступность среди детей — явление, характерное только
    для нашей страны?
  2. В чем вы видите причины омоложения преступности?
  3. Как вы относитесь к изоляции несовершеннолетних право­
    нарушителей?
  4. Приобщаются ли несовершеннолетние правонарушители
    к обычаям и традициям преступного мира?

Семинар 34. Система учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

399

  1. Принципы построения системы учебно-воспитательных
    учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Специальные общеобразовательные и коррекционные уч­
    реждения для несовершеннолетних правонарушителей: общие
    и отличительные признаки.
  3. Специальные профессиональные училища как учреждения
    социальной реабилитации несовершеннолетних правонаруши­
    телей.
  4. Задачи и функции воспитательных колоний.

Литература

Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступ­ника. — М., 1975.

Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения лично­сти и групп несовершеннолетних осужденных. — М., 1986.

Вакутин Ю. А., Водолазский Б. Ф. Преступные группировки, их зако­ны, традиции, обычаи. — Омск, 1979.

Карпец И. И. Преступное общество. — М., 1983.

Темы рефератов

  1. Роль общественных организаций в профилактике преступного пове­
    дения несовершеннолетних.
  2. Роль микросреды в формировании личности правонарушителя.
  3. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонару­
    шителей.
  4. От трудного подростка до правонарушителя.

Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Социально-педагогическая профилактика — организацион­но-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения нега­тивного характера в поведении детей.

Социально-педагогическая реабилитация — систем мер, на­правленная на восстановление разрушенных или утра-

ченных ребенком общественных связей вследствие на­рушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведени­ем ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правона­рушитель и др.).

Семинар 35. Основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения

  1. Какие основные социально-педагогические технологии
    применяются в работе с детьми девиантного поведения?
  2. Раскройте содержание профилактической деятельности
    социального педагога в предупреждении девиантного поведе­
    ния ребенка.
  3. Назовите основные типы реабилитационных учреждений,
    занимающихся коррекцией девиантного поведения ребенка. В
    чем заключается специфика деятельности социального педаго­
    га в данных учреждениях?
  4. На каких принципах строится совместная работа социаль­
    ного педагога и родителей по предупреждению социальной де­
    задаптации у детей?

Семинар-диспут 36. Специфика профилактической работы: возможности и ограничения

  1. Поддаются ли коррекции нарушения в поведении ребенка
    и деформации его личностной сферы?
  2. Индивидуальные, групповые, коллективные методы рабо­
    ты с детьми девиантного поведения — какие являются наибо­
    лее эффективными?
  3. Являются ли традиционные формы профилактической
    работы (лекция, беседа) эффективными при работе со школьни­
    ками девиантного поведения?
  4. Какими способами вы могли бы изменить отрицательное
    отношение к детям девиантного поведения?
  5. Что нужно сделать, чтобы стать союзником ребенка с деви-
    антным поведением?

Литература

Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически за­пущенными учащимися. — М., 1988.

Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод, пособие. — М., 1982.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисцип­линированным ученикам. — М., 1958.

Темы рефератов:

  1. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми деви-
    антного поведения, имеющими отклонения в личностном развитии.
  2. Профилактическая работа социального педагога при первичных
    формах социальной дезадаптации учащихся.
  3. Специализированные реабилитационные центры как институт реа­
    билитации трудных подростков.
  1. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.

Тема: Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Семинар 37. Содержание социально-педагогической

деятельности с подростками, вовлеченными в употребление спиртных напитков

  1. Раскройте содержание профилактической работы социаль­
    ного педагога с подростками, употребляющими спиртные на­
    питки.
  2. Назовите особенности работы социального педагога с роди­
    телями, чьи дети употребляют спиртные напитки.
  3. В каких случаях необходима социальная реабилитация
    ребенка, вовлеченного в употребление спиртных напитков?
  4. В чем состоит роль социального педагога во взаимодей­
    ствии специалистов по профилактике и реабилитации детско­
    го алкоголизма?

Семинар-диспут 38. Формирование трезвенических устано­вок у детей — роль семьи и социального педа­гога

  1. Как влияет благополучие семьи на вовлечение детей в упот­
    ребление спиртных напитков?
  2. Когда родители должны начинать антиалкогольное просве­
    щение детей? Должны ли они в этом процессе прибегать к по­
    мощи социальных педагогов?
  3. Будет ли эффективен перенос опыта движения «Аноним­
    ные алкоголики» на детей?
  4. Какие формы антиалкогольной работы являются наиболее
    эффективными в деятельности социального педагога и родите­
    лей?

Литература

Алмазов Б. Н. Психическая и средовая дезадаптация несовершеннолет­них. — Свердловск, 1986.

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1988.

Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киев, 1986.

КолесовД. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.

Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.

Темы рефератов

  1. Методы и формы антиалкогольного воспитания детей в семье.
  1. Конвенция ООН о правах ребенка, принимающего спиртные напит­
    ки.
  2. Региональные особенности организации профилактической работы
    среди детей, употребляющих спиртные напитки.
  3. Роль общественных организаций в профилактике детского алкого­
    лизма.

Тема: Социально-педагогическая деятельность

с несовершеннолетними правонарушителями

Специальные учебно-воспитательные учреждения — обще­образовательные школы и профессиональные учили­ща, обеспечивающие психологическую, педагогичес­кую, медицинскую л социальную реабилитацию детей с общественно опасным поведением.

Воспитательные колонии — пенитенциарные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в этом учреждении до достижения ими возраста 21 года.

Семинар 39. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних

  1. Цели, задачи и структура индивидуальной профилактики
    правонарушений.
  2. Какие категории несовершеннолетних требуют профилак­
    тической деятельности социального педагога?
  3. В чем заключается единство внешних (общество-соци­
    альный институт — микросреда) и внутренних (психологичес­
    ких) факторов, влияющих на процесс профилактики?
  4. Охарактеризуйте основные направления деятельности со­
    циальных институтов по профилактике правонарушений сре­
    ди несовершеннолетних.

Семинар 40. Социально-педагогическая деятельность по реабилитации несовершеннолетних осужденных

  1. Социальная адаптация подростка к условиям воспитатель­
    ной колонии.
  2. Система перевоспитания подростка в колонии.
  3. Участие общественных организаций в перевоспитании под­
    ростка в колонии.
  4. Индивидуальная социально-педагогическая деятельность
    с подростком в колонии по его реабилитации.

Литература

Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод, пособие. — М., 1982.

Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельно­сти ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.

Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолет­них и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М., 1990.

Организация исправления и перевоспитания осужденных / Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. — М., 1982.

Социально-психологические, социально-педагогические и индивиду­ально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовер­шеннолетних / Под ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.

Темы рефератов

  1. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушите­
    лями в государственных учреждениях: достоинства и недостатки.
  2. Методика индивидуальной работы с подростком-правонарушите­
    лем.
  3. Педагогическая система перевоспитания осужденных в воспитатель­
    ных колониях: достоинства и недостатки.
  4. Социальная реабилитации освободившегося из воспитательной ко­
    лонии.

Тема: Социально-педагогическая деятельность в конфессиях

Тема 13. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков

Понятие и виды пьянства и алкоголизма. Причины пьянства и алкоголизма. Пьянство как социальное явление: основные мотивы. Алкоголизм как медицинская категория: виды, последствия. Особенности возникновения и развития пьянства у подростков. Детский и подростковый алкоголизм.

Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости. Социальные, психологические, биологические факторы пьянства и алкоголизма. Социальные последствия пьянства и алкоголизма.

Организация деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика алкоголизации в подростковой среде. Формы и методы социально-педагогической работы.

Алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности. В связи с этим алкоголизм является не только медицинской, но и социальной проблемой. Его социальные последствия, в отличие от медицинских, могут формироваться уже на стадии бытового пьянства.

Существуют различные классификации алкоголизма и пьянства, разработанные с учетом клинических, психологических, юридических и других критериев. Наиболее простой является следующая: 1-я группа – не употребляющие алкогольные напитки; 2-я группа – употребляющие умеренно (беспроблемное пьянство); 3-я группа – злоупотребляющие спиртным (появление проблем, связанных с пьянством, в семье или на работе), но без признаков алкогольной болезни; 4-я группа – больные алкоголизмом.

Алкоголизм возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя. Алкоголизм характеризуется четырьмя синдромами, последовательное развитие которых определяет стадии болезни.

Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение защитных реакций при передозировке алкоголя, способность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения.

Синдром психической зависимости: влечение к опьянению — так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом состоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения.

Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря контроля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состоянии опьянения.

Синдром последствий хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности.

Хронический алкоголизм – заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, формированием абстинентного синдрома и развитием признаков алкогольной деградации.

В течении алкоголизма выделяют 3 стадии:

I стадия (длительность от 1 года до 4-5 лет)характеризуется повышением толерантности (переносимости) к алкоголю, исчезновением рвотного рефлекса, возникновением психической зависимости с тягой к состоянию опьянения, снижением количественного контроля (передозировка принятого напитка), нарушением приобретенных ранее коммуникативных связей.

II стадия(длительность 5 — 15 лет) сопровождается развитием абстинентного (похмельного) синдрома и необходимостью повторного приема алкоголя для временного облегчения своего состояния. Продолжительность похмельного состояния постепенно нарастает, что приводит к возникновению различных форм пьянства. Наиболее частая – псевдозапойное пьянство (ложные запои), которое характеризуется возникновением запоев, зависящих от социально-психологических факторов (конец рабочей недели, зарплата, «встреча друзей» и т.д.) и оканчивающихся только в результате внешних обстоятельств (отсутствие денег, необходимость выхода на работу, активное противодействие окружающих и т.д.). Появляются признаки алкогольной деградации: лживость, преуменьшение размеров своего пьянства, огрубение, появление «алкогольного юмора», снижением интереса ко всему, кроме выпивки, повышенная раздражительность и, как следствие этих черт, – профессиональная и социальная деградация, потеря семьи, работы. Основными признаками II стадии являются: непреодолимое влечение к алкоголю, максимальное нарастание толерантности, утрата не только количественного, но и ситуационного контроля, появление соматоневрологических нарушений и алкогольных психозов.

III стадия (длительность 5 — 10 лет) характеризуется снижением толерантности к алкоголю, значительным ухудшением соматического состояния вследствие алкогольного поражения внутренних органов и выраженными неврологическими расстройствами, которые доходят до появления в состоянии абстинеции эпилептоподобных припадков и различных алкогольных психозов. Усиливаются черты социальной деградации, интеллектуально-мнестические нарушения, развивается апатическое состояние, которое обычно принято обозначать как алкогольное слабоумие. Зависимость от алкоголя приобретает не столько психический, сколько биохимический характер.

Алкоголизм сопровождается постепенным изменением личности. Эмоциональные реакции больных характеризуются то благодушием и беспечностью, то легко возникающими раздражением, гневливостью, неприязненным и агрессивным отношением к окружающим, прежде всего к членам семьи. Лицам, страдающим алкоголизмом, свойственна бестактность, склонность к грубому юмору, хвастовство и лживость, пренебрежительное отношение к своим обязанностям. Изменение личности является частой причиной совершения различных преступлений.

Алкоголизм, формирующийся в детском и подростковом возрасте (до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. У детей и подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

— злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

— принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

— быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

— низкая эффективность лечения.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков. Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах:

1) на первом, начальном этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.;

2) второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат;

3) на третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма;

4) четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя;

5) на пятом этапе развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя.

Основные технологии и методы профилактики алкоголизма:

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.

2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.

3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.

4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.

5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.

6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.

7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

Основные направления социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя:

1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьников, склонных к употреблению спиртных напитков, посредством их личностного развития.

2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

3. Деятельность по социальной реабилитации школьников, имеющих алкогольную психическую или физическую зависимость.

4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

5. Посредническая деятельность между школьниками и окружающим их социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность при профилактике алкоголизма предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

— диагностическая — нацелена на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности;

— прогностическая — заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации;

— образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;

— правозащитная, обеспечивающая правовую основу социально-педагогической деятельности, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника;

— организаторская — обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму;

— коммуникативная — заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации;

— предупредительно–профилактическая — обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.